Главное в этом спектакле не история Подколесина, решившегося наконец жениться (сюжет и развязку – «прыжок в окно» от невесты – знает каждый школьник), а, скорее, размышления о нашей Родине России, о русской загадочной душе.
«Куда ты мчишься, Русь-Тройка?», «Кто виноват?» и «Что делать?» – эти извечные русские вопросы, смеясь и плача, задают себе все герои спектакля. Каждый из них примеряет на себя красивые оперные и кукольные страсти, надеясь фальшивой красотой закрыться от жизни настоящей, грубой. Но от неё не уйти. В пух и прах разбивается эта «красота», а уж перед лицом Вечности и вовсе вся наша суета становится смешной.
Не так ли и для зрителей этого спектакля? Кто виноват? Что делать? Куда мчимся?
Агафья Тихоновна купеческая дочь, невеста | — | Алиса Кравцова |
Арина Пантелеймоновна тётка | — | Светлана Колесова |
Фёкла Ивановна сваха | — | Василина Маковцева |
Подколесин служащий, надворный советник | — | заслуженный артист РФ Олег Ягодин |
Кочкарёв друг его | — | Антон Макушин |
Яичница экзекутор | — | Евгений Чистяков |
Анучкин отставной пехотный офицер | — | заслуженный артист РФ Сергей Фёдоров |
Жевакин моряк | — | Сергей Колесов |
Дуняшка девочка в доме | — | Тамара Зимина |
Стариков гостинодворец | — | Константин Итунин, Александр Сысоев |
Степан слуга Подколесина | — | Александр Кучик |
Слуга | — | Антон Бутаков, Максим Тарасов |
Балалаечник | — | Антон Бутаков, Ксения Копарулина |
«Женитьба» у Коляды получилась смешной до колик, причем смешное возникает еще и сверх гоголевского смеха. Не удовлетворяясь уморительным по своей природе текстом классика, Коляда применяет обычный свой принцип карнавальности — запускает персонажей в развеселый хоровод то под балалайку, то под музыку Верди. Для него «ничего не слишком», как для того рыцаря, что выбрал этот девиз, одержав боевую победу.Унесенные основными инстинктами
"Все смешалось в доме Облонских",— рецензию на новый спектакль Николая Коляды не стыдно начать таким образом, потому что и в самой постановке намешаны все цитаты из Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. "А ну, подружка, налей-ка в кружку; неча на зеркало пенять, коли рожа крива; над кем смеетесь — над собой смеетесь; выхожу один я на дорогу; настанет времечко, когда мужик не Блюхера и не милорда глупого, Белинского и Гоголя с базара понесет",— бодро, как учительница литературы в провинциальной школе, декламирует Дуняша (Тамара Зимина), прислужница в доме Агафьи Тихоновны (Наталья Гаранина). Она выведена в спектакле на первый план, вероятно, как типичная представительница русского народа, о котором, собственно, и идет речь в постановке. С самой первой сцены актеры с намалеванными яблочками румянца на щеках и самоварными крышками вместо шляп торопятся перебрать "наше все" арбатских сувенирных развалов и культурного экспорта — матрешка, гармошка, балалайка, водка, Пушкин, духовность, система Станиславского, великий реалистический русский театр. Сценография спектакля продолжает этот насмешливый ряд: импровизированный занавес разукрашен кружевными салфеточками и вышитыми рушничками, девушки набивают пухом декоративные подушечки с изображением Богоматери с младенцем, на авансцене, мешая проходу, стоит дюжина самоваров, а актеры постоянно таскают с собой бюстики русских классиков, любовно протирая их тряпочками. Режиссер от души издевается над русской интеллигенцией с ее пиететом к высокой культуре, заставляя героев пьесы старательно выговаривать все "тся" и "ться" и заходиться в экстазе от итальянской оперы.Фарс по расчету