«Может быть, вам дать ключ от квартиры, где деньги лежат?», «Отец русской демократии, особа, приближенная к императору», «Парниша, у вас спина белая» – этот великий роман можно цитировать бесконечно, герои его растворились в народе, а фразочки и словечки из «Двенадцати стульев» стали крылатыми.
Николай Коляда написал инсценировку романа специально для постановки спектакля в своём театре. Запах эпохи, костюмы, музыка и танцы 20-30-х годов прошлого столетия бережно сохранены актёрами и режиссёром. И как современно звучит со сцены этот текст! Сколько сегодня таких Остапов Бендеров и Воробьяниновых встречаются каждому из нас. Сколько их таких, живущих в сумасшедшей надежде быстро и стремительно разбогатеть, не делая ничего. И какая жестокая правда настигает в конце концов этих аферистов.
Николай Коляда своим новым спектаклем одним махом убивает несколько стульев: тут вам и радость узнавания, и подлинные судьбы, и эмоциональные качели, и обаятельное повествование, и ностальгия, и история про погоню за призрачным счастьем. Его «12 стульев» – комплект зарисовок, набор эпизодов, череда лоскутов, что собираются в длинную ткань. Хитрую, хамелеончатую, с отливом.12 стульев: кисы и Ося были здесь
Этот спектакль кажется мне важной вехой в режиссуре Николая Коляды. С помощью ярмарочной эстетики, почти ритуальных плясок, гротеска режиссер программно утверждает торжество духа и культуры. Его сценические миры — это вывернутая рубаха, где человек всего лишь вошь, ползающая по шву и ищущая дорогу к красивой лицевой стороне. Кто-то, окончательно заблудившись, рвется к власти, прельстившись сытостью и блеском. Да только на том свете нет ни кошельков, ни ресторанов, ни яхт, ни автомобилей — все бессмысленно. Мы все уйдем в могилу. И свет, красота мира ждут только после того, как, скинув с себя тело, которое создал дьявол, жить будем только духом — творением Бога. Вот именно там спасение, потому что перевернуть мир обратно на ноги нет никакой надежды.Торжество жизни
Коляда выходит на мощнейшую коду. Создатель самого известного частного театра в России, теперь уже в Москве строящий свое четвертое здание, меценат для самого себя, драматург Николай Коляда рассказывает зрителю о собственной жизни, потраченной на театр, расстраченной для искусства.Любовь к двум прохиндеям