«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе...»
Сохраняя гоголевский текст, знаменитых Коробочек, Собакевичей, Ноздревых, Плюшкиных и прочих героев, знакомых каждому из нас со школы, театр пытается приблизить события, характеры и мысли «Мёртвых душ» к нашим дням, сделать их узнаваемыми, сегодняшними.
В этом спектакле путешествующий по России Павел Иванович Чичиков является нам не осторожным и хитрым чиновником, а циничным прощелыгой, молодым хитрецом и обманщиком, похожим, скорее, на Хлестакова. Он запросто обводит вокруг пальца не один десяток человек, вовлекает всех в свои махинации, легко и играючи делает состояние из воздуха, зарабатывает себе на хлеб с икрой и не тяготится понятиями чести и совести.
Впрочем, не так ли и нынешнее наше молодое и наглое поколение делает себе богатство из ничего, из «мёртвых душ»? Сколько таких сегодня в России? Да и что им Россия? Главное: деньги, достаток, и не важно, как всё это добыто.
Гоголь | — | Владислав Мелихов, Денис Тураханов |
Чичиков Павел Иванович | — | Алексей Романов |
Манилов помещик | — | Александр Замураев, Антон Макушин |
Манилова помещица | — | Дарья Кызынгашева |
Алкид их сын | — | Анастасия Панькова |
Фемистоклюс их сын | — | Ксения Копарулина |
Первый мужик | — | Константин Итунин |
Второй мужик | — | Александр Сысоев, Никита Бондаренко |
Селифан | — | Евгений Чистяков |
Софья Ивановна | — | Ирина Плесняева |
Анна Григорьевна | — | Вера Вершинина, Василина Маковцева |
Коробочка Настасья Петровна | — | Тамара Зимина |
Палашка | — | Юлия Беспалова, Вера Цвиткис |
Фетинья | — | Ирина Плесняева |
Девчонка, Прошка | — | Ксения Копарулина |
Ноздрёв помещик | — | Александр Кучик, Максим Тарасов |
Мижуев его зять | — | Иван Федчишин |
Порфирий, Капитан-исправник | — | Тарас Поддубный |
Старуха в трактире, Почтмейстер | — | Константин Итунин |
Собакевич помещик | — | Богдан Смоляницкий, Заслуженный артист РФ Сергей Фёдоров |
Феодулия Ивановна его жена | — | Ксения Копарулина, Анастасия Панькова |
Плюшкин помещик | — | Заслуженный артист РФ Олег Ягодин, Евгений Корнильев |
Первая дама Жена Мижуева | — | Вера Цвиткис |
Заседатель | — | Максим Тарасов |
Второй заседатель | — | Константин Итунин |
К поэме Гоголя, премьера которой состоится в Екатеринбурге 27 ноября, Николай Коляда приступил после длительной арт-подготовки. Как режиссер Коляда-Театра он уже ставил "Ревизора" и "Женитьбу", как драматург инсценировал "Старосветских помещиков", "Шпоньку" и "Коробочку". Последнюю пьесу он использовал в качестве стержня "Мертвых душ" (вроде рачительной хозяйки, которая жарит вчерашнюю вареную картошку). Фоторепортаж: Постановка драматурга Николая Коляды спектакля "Мертвые души" Фото: Татьяна Андреева/ РГФото: Татьяна Андреева/ РГФото: Татьяна Андреева/ РГ Насчет Коробочки Коляда полемизирует с Гоголем: откровенную жестокость первоисточника по отношению к героине он заменяет более гуманными чувствами - сочувствием и милосердием. Если Гоголь высокомерно потешается над "дубинноголовой", то Коляда, как Евтушенко, считает Россию страной старух: "Хочу писать я для таких старух, для девочек пускай другие пишут". Спектакль строится на пронзительной жалости к социально незащищенной бабушке, которая скитается в телогреечке вдоль кипучей жизни, откуда ее выкинули.Уральский драматург поставил «Мёртвые души»
Тот уникальный, выработанный годами, неповторимый стиль Коляды здесь бьет наповал с первых же секунд спектакля, когда зрители еще не успели усесться на деревянные стулья. Артистов на сцене – не меньше, а то и больше, чем людей в зале – помещение набито до отказа. Армия актеров в расписанных под хохлому костюмах сидит за столом с алюминиевыми ложами в руках (отсылка к «Матрице»?), раскачивается в такт музыке и примеряет маски Гая Фокса, а по столу расхаживает Чичиков и зачитывает монолог о Руси-тройке. Фоном звучит то «Високосный год» со своим хитом про дальнобойщиков, то какие-то залихватские песни про водку, то «In the death car» Игги Попа. Последняя песня рефреном проходит через весь спектакль и удивительным образом рифмуется с рефреном самого произведения: «Куда ты мчишься, тройка-Русь?». Уже в начале спектакля, поставив знак равенства между Русью и этой самой death car, катафалком, Николай Коляда отправляет нас в большое путешествие по стране, сначала уморительное, но чем дальше, тем более принимающие черты метафизического трипа.Гоголь in the death car